Водный транспорт в ВЭД. Особенности и преимущества

03.07.2018

Торговля – это сердце мировой и региональных экономик, а перемещение товаров является кровеносной системой. Древнейшие цивилизации и города возникали на пересечении торговых путей, региональные и мировые войны начинались, в том числе, из-за контроля над торговыми путями и выходами к ним.

Перевалка грузов в Российскую Федерацию и из Российской Федерации осуществляется по торговым путям, сложившихся исторически с учетом географических и политико-экономических факторов. Она осуществляется благодаря имеющейся инфраструктуре –  автомобильным магистралям, морским портам, железным дорогам.

Водный транспорт традиционно, примерно с 3 века до нашей эры, является самым массовым и дешевым видом транспорта. С учетом перевозок река-море водный транспорт позволяет связать торговыми путями экономики и страны даже не имеющие общие границы. Неожиданным преимуществом водного вида транспорта является то, что перевозка осуществляется в основном в международных водах. Таким образом, если страна или страна-континент (Австралия) имеет выход к порту, к тому же не подверженному сезонному замерзанию акватории, она имеет возможность осуществлять торговые отношения с такими же странами без лишних таможенных, ветеринарных, пограничных и прочих политических формальностей третьих стран.

К слову, крупные страны, желающие не только иметь города на пересечении основных торговых путей, но и желающие  «направлять» торговые пути в нужное им русло, либо брать торговую ренту за использование морских торговых путей, стараются контролировать «узкие» места водных маршрутов, таких как проливы, каналы, мысы и т.д.

Самые известные «узкие» места водного вида транспорта – это Панамский канал, Суэцкий канал, проливы Босфор и Дарданеллы, Гибралтарский пролив, некоторые порты снабжения, например, Кейптаун, Сингапур.

Еще одно преимущество водного вида транспорта: значительные рамки масса-габаритов перевозимого груза и негабаритные перевозки.

А основным недостатком водного вида транспорта является скорость движения водного судна. Со временем из-за этого может значительно сократиться его доля на глобальном рынке перевозок. Особенно по мере падения бюрократических барьеров, характерных прочим видам транспорта. В торговых судах скорость изменилась с 12 узлов (22 км/ч) в 3 веке до нашей эры до 20 узлов (37 км/ч) в современном водном транспорте. Мы не принимаем во внимание некоторые военные суда, которые в ущерб экономичности могут развивать скорость до 40 узлов (74 км/ч). А также суда на подводных крыльях, развивающие скорость до 77 узлов и более (140 км/ч), но обладающие низкими мореходными качествами, низким водоизмещением с огромным расходом топлива, что оставляет данные суда в рамках региональных перевозок. То есть, классическая перевозка груза из Шанхая в Санкт-Петербург может растянуться на 2 – 2.5 месяца.

В настоящий момент цена на перевозку одного 40-футового контейнера (67 м3, 26 930 кг полезной загрузки) из Шанхая в Санкт-Петербург составляет 1700 usd  и незначительно колеблется в зависимости от линии. Цена морского фрахта довольно интересная штука и состоит из нескольких слагаемых, манипулирование которыми со стороны продавцов фрахта может ввести в заблуждение покупателя. В дальнейших статьях мы постараемся раскрыть составляющие морского фрахта.

Общий товарооборот Российской Федерации, без учета трубопроводного транспорта, который в основном является нишевым и используется 4-5 компаниями ТЭК, составляет 1 226,5 млн. тонн. Из них на водный транспорт приходится 66.57 %, что составляет 816,5 млн. тонн по состоянию на 2018 год.

Данный объем груза распределяется следующим образом. 246.3 млн. тонн приходятся на порты Балтийского бассейна, 200.5 млн. тонн приходятся на порты Дальневосточного бассейна, 272.2 млн. тонн – на порты Азово-Черноморского бассейна, остальные 97.5 млн. тонн – на порты Каспия и Арктический бассейн.

Структуру данного объема грузов мы рассмотрим с вами в последующих статьях, она довольно интересна и, видимо, скоро будет засекречена, так как отражает структуру нашей текущей российской экономики на 100%, чтобы не говорили по федеральным каналам.

Можно отметить, что основными портами, в которых сконцентрирован импортно-экспортный грузооборот нашей страны, являются Санкт-Петербургский порт, Усть-Лужский порт, порт Владивосток, порт Восточный, Новороссийский порт, Астраханский порт. Порт Магадан и Калининград являются территорией свободных экономических зон, и торговля через эти порты имеет некоторые особенности, которые здесь рассмотрены не будут.

Таким образом, если вы планируете заняться внешнеэкономической  деятельностью и вести ее успешно, вам лучше обзавестись агентом ВЭД, который обладает договорными отношениями в обозначенных выше портах, либо несколькими разными агентами (что менее удобно) в каждом конкретном указанном порту России.