Перевозки груза авиатранспортом, часть 1

05.06.2019

Следующая тема данного блога: перевозки груза  авиатранспортом.

Авиатранспорт — самый молодой вид транспорта. Летательные аппараты тяжелее воздуха появились в начале 20го века. Если точнее,  это был 1903 год — полет самолета братьев Райт и 1906 год — полет самолета Альберто Сантос-Дюмона. До этого момента уже более 100 лет  применялись летательные аппараты легче воздуха: всевозможные воздушные шары, дирижабли, но этот период развития воздушного транспорта называется не авиацией, а воздухоплаванием. Россия, как известно, родина слонов, есть данные о полете самолета Можайского в 1882 г. с паровым двигателем, но материальных свидетельств не осталось. Полет закончился, по одним данным, не начавшись, по другим, он все же состоялся, но закончился аварией.

Стартом коммерческого использования авиации можно назвать 1935 год, когда на рынках появился самолет DC-3 с приемлемой дальностью и грузоподъемностью.

Естественное преимущество авиатранспорта —это скорость доставки груза или пассажиров и отсутствие бюрократических формальностей при перевозке над/через территории третьих стран. В настоящее время доставка из Шанхая в Москву может быть осуществлена за трое суток: день на размещение груза на СВХ, день на экспортные формальности, день на перелет и выгрузку с борта судна.

Недостаток авиаперевозок это, в  первую очередь, дороговизна авиафрахта по сравнению с другими видами транспорта. Доставка осуществляется как специальными грузовыми бортами, которые выполняют регулярные рейсы на популярных направлениях с регулярной загрузкой (например, Пекин-Москва, Шанхай-Москва), так и пассажирскими бортами, выполняющими регулярные перевозки. Маршрутная сеть пассажирских рейсов более гибкая и закрывает практически все международные аэропорты России. Плата за гибкость пассажирских перевозок: авиафрахт дороже на 40-50%.

Авиакомпании  продают авиафрахт в зависимости от веса и объема (т.н. объемный вес, 1 м3 = 167 кг) передаваемого к перевозке груза. Существуют градации фрахта: минимальный (от 0 до 49) и далее +50, +100, +300, +500, + 1000 кг.

Чем больше груза вы передаете авиакомпании к перевозке, тем дешевле в долларах за кг получается фрахт.

На примере средней партии товара в 500 кг, авиафрахт на маршруте Пекин – Москва составляет 1.6 – 1.7 доллара США за кг грузовым бортом и в районе 3 долларов США за кг пассажирским бортом. Это и есть плата за гибкость пассажирских рейсов по сравнению с грузовыми рейсами.

Отдельно стоят чартерные перевозки. Чартерные перевозки — это фрахт всего воздушного судна. На практике используется редко и тарификация отличается, она, скорее, почасовая.

Отдельно нужно сказать про грузы, которые принимаются к перевозке  авиатранспортом. Они не должны быть легко воспламеняющимися, не должны содержать масла, любые виды топлива и, что самое интересное, не должны содержать магниты и батарейки.

Некоторые опасные для авиаперевозок грузы, можно все-таки, отправить по воздуху грузовыми бортами, но сделав заранее так называемый DGM, тест опасного груза (примерный перевод).

Если вы думаете, что это все расходы по авиаперевозке, то вы ошибаетесь. По прибытию груза в аэропорт назначения, погрузочно-разгрузочные работы (т.н. ПРР) составят какие-то 15-28 рублей за кг, и у вас будет 2 дня бесплатного хранения (для завершения таможенных формальностей), а далее оплата за хранение будет составлять 8 рублей за кг/день. Еще одной косвенной статьей расходов, будет являться тот факт (если вы купили товар на условиях поставки FOB Инкотермс 2010), что этот дорогущий авиафрахт будет включен в таможенную стоимость товара, в том числе с этой суммы таможней будут исчислены пошлины и НДС.

Продолжение следует…