Перевозки автотранспортом

15.09.2019

Еще один рассматриваемый вид транспорта в рамках блога – это автомобильный транспорт. Автотранспорт в настоящее время незаменим в низовом уровне Supply chain. Ведь доставка товара или груза конечному потребителю осуществляется, с некоторыми оговорками, на 100% автотранспортом. Например, оборудование, заказанное в Японии и отгруженное на судно в порту Иокогама, после перевалки на железную дорогу и доставки в Москву, будет, в конечном итоге, доставлено автомобильным транспортом на предприятие.  Так же и с небольшим заказом, который будет доставлен со склада в розничную точку автомобилем.  Это очень гибкий по возможностям вид транспорта.  На практике сталкивались даже с доставкой в отдалённые населенные пункты Крайнего Севера в условиях бездорожья.

Профессиональными водителями в России работают около 5 млн. человек. Это огромный рынок труда, отсюда зарегулированность международной автомобильной перевозки – каждая страна защищает  свой рынок труда. Количество международных автоперевозок  регулируется разрешениями на грузовую перевозку между двумя договаривающимися странами. Например, Германия и Россия обменялись разрешениями на 2019 год в количестве 10 000 штук. Это означает, что 10 000 российских машин могут перевезти груз из Германии в Россию и обратно, а соответственно 10 000 немецких машин тоже имеют возможность перевезти груз по тому же маршруту. Оператором по выдаче разрешений на международные автоперевозки является АСМАП.

Нужно отметить, что перевозчики прибалтийских стран (Литва, Эстония, Латвия и меньше Польша, Беларусь), пользуясь своим географическим положением транзитных стран и имея на руках разрешения на международную перевозку (на жаргоне они называются «дозволы»),  делают перевозки в два этапа.

Например, первое разрешение из Германии в Литву  и второе разрешение на перевозку из Литвы в Россию. Сначала машина (по первому разрешению) физически прибывала из Берлина (Гамбурга, Мюнхена, Кельна) в Вильнюс, грузилась в другую фуру и уезжала в Россию (по второму разрешению).

Несколько лет назад машина не только выезжала из Вильнюса в Россию, но и происходила так называемая замена документов в дорогу, но это уже история не о перевозках.

Чистая автоперевозка рентабельна в основном, конечно, если нет альтернативы на расстояниях до 4000 км. Таким образом, с учетом основных грузовых маршрутов, сформировалась  ниша автомобильного транспорта в импортно-экспортном сношении России на маршруте Европа – Россия (в основном Москва). Грузы из географически «дальних» стран Европы, таких как Италия, Испания, Португалия, Голландия, Бельгия, Великобритания можно отправлять, и мы это успешно делаем,  морем.  Грузы из/во Францию, Германию, Польшу, Чехию, Словакию идут  в 90% случаев автомобильным транспортом.

Есть, конечно, маршрут Шанхай – Урумчи – Хоргос – Алматы – Москва. Но эта автоперевозка обойдется примерно в  10 000 долларов США только  за транспортные услуги.  Можно сравнить эту цену с аналогичной перевозкой железной дорогой (см. предыдущую статью) –  выходит намного дороже. По этому транспортному коридору попадают в Россию  одежда, обувь, товары с высокой налоговой нагрузкой в России. Они оформляются (в таможенном плане) в Казахстане и следуют на всевозможные рынки Москвы, такие как Садовод, Южные ворота и реализовываются за наличные оптом, а далее расходятся по всей стране.

На отрезках, рентабельных для автоперевозок, стоимость доставки стандартной фурой (здесь и выше по тексту имелась в виду стандартная фура) составляет около 1 евро за км пути. Если мы определились, что основное направление международных перевозок автотранспортом – это Европа-Москва, то и цены нужно фиксировать в евро. Получается, что перевозка Берлин-Москва должна стоить в районе 2000-2300 евро. Естественно, чем дальше заказчик находится от непосредственного перевозчика, тем дороже для себя он приобретет ту же  перевозку через так называемых экспедиторов.

Отметим, что у нашей компании прямые договора с прибалтийскими перевозчиками (заметьте их географическое выгодное положение!). И в стоимости комплекса услуг по закупке и доставке товара (аутсорсинг ВЭД!) эти расходы выставляются NET-NET – за что купил, за то и продал.