В предыдущей статье мы выяснили, какая цена доставки автотранспортом (фурой) и ж/д транспортом (контейнер). Возникает вопрос, а эквивалентно ли сравнение стандартной фуры и 40-футового контейнера? Оказывается, тут все корректно.
Внутренние размеры 40-футового контейнера повышенной вместимости составляют: ДШВ 12032мм х 2347мм х 2684мм, максимальная нагрузка 26 640 кг. Но столько обычно не грузят, так как с весом самого контейнера в 4150 кг общий вес составит колоссальные 30 790 кг. А, как мы уже знаем, конечная доставка груза в контейнере осуществляется автотранспортом, и эта цифра превышает разрешенные нагрузки на ось транспортного средства. Реально, в зависимости от специфики груза, в 40-футовый контейнер затаривают 19-23 тонны груза. Размеры стандартной фуры равны ДШВ 13500 мм, 2440 мм, 2500 мм с допустимой загрузкой – 23 тонны.
Итак, основной подвижной состав автомобильного транспорта на международных направлениях –это тягач и прицеп. В просторечии их называют фура, тент или трак (от англ. Truck – грузовик). Есть даже такое выражение: FTL – полная загрузка, LTL – сборная (неполная) загрузка машины. Груз находится в прицепе. Основные параметры прицепа описаны выше. Есть некоторые вариации на тему, как-то высота прицепа. Чем она выше, тем больше дополнительный объем. Параметры тягача нас не интересуют, нужно только знать, что бывают двухосные и трехосные тягачи, тем самым снижается нагрузка на каждую ось. Если вес близок к максимально допустимому, существуют специальные программы упаковщики, которые размещают груз в прицепе определенным образом по введенным параметрам, чтобы избежать перевеса на каждую ось.
При перевозке объемных грузов используются так называемые сцепки. Это тягач с тентованным кузовом плюс прицеп. Общий номинальный объем груза – 110-120 м3.
При дальнейшей перевозке контейнеров, прибывших ж/д или морским транспортом до склада, используется открытая платформа (тягач плюс платформа). На жаргоне она называется площадка. На площадку входит 2*20-футовых контейнера, 1*40-футовый контейнер или 1*20-футовый контейнер.
Конечно, существует огромное множество прочих вариантов грузового автотранспорта. Они делятся по грузоподъемности (0.5 тонны, 1 тонна, 1.5 тонны, 5 тонн, 10-12 тонн), по виду груза (лесовозы, зерновозы, цементовозы, автовозы, цистерны) и т.п. Но в основном в международной перевозке используются: первое – фура, второе – сцепка, третье – площадка.
Всю остальную экзотику под некий уникальный груз можно посмотреть по параметрам в справочнике логиста. Автомобильный транспорт передвигается по дорогам, соответственно, для пересечения границы, таможенных и прочих формальностей, нужно организовать, усилиями двух сопредельных стран, некие «ворота», которые бы пропускали транспорт в двух направлениях. Такими «воротами» являются МАПП – международные автомобильные пункты пропуска.
Организационно МАППы устроены следующим образом: канал для пассажирского транспорта и легковых автомобилей, канал для грузовых автомобилей. Каждый канал в дальнейшем разделяется на ячейки или слоты, где каждое транспортное средство проходит пограничный, таможенный и прочие виды контроля. Далее идет нейтральная территория, и опять слоты, но уже сопредельной страны и опять таможенный и пограничный контроль. После всех формальностей вы попадаете на сопредельную территорию. Таким образом, прохождение границы может занять некоторое время. Особенно перед длительными праздниками, когда поток и груза, и туристов увеличивается. В это время очередь на границе может растянуться на несколько дней. Нужно иметь этот момент в виду при планировании отгрузки.
Основные пункты пропуска в Европейской части России (мы обсудили, что основной поток груза автотранспортом – это Европа – РФ):
Так как Беларусь входит в ЕвразЭс (единое таможенное пространство), то можно пересечь границу через белорусские пункты пропуска: Григоровщина, Урбаны, Каменный лог, Бенякони, Козловичи. Здесь перечислены наиболее крупные МАПП, есть еще много мелких МАПП. Так же они бывают чисто пассажирскими или чисто грузовыми.
МАПП – это двухсторонний пункт пропуска, поэтому иногда идет путаница в названиях. Например, пункт пропуска Ваалимаа и Торфяновка – это один и тоже пункт пропуска Ваалимаа / Торфяновка, но с Российской стороны это Торфяновка, а с Финской – Ваалимаа.
Завершая, отметим, что с использованием автомобильного транспорта в 2018 г. было перевезено в импортно-экспортном направлениях (оборот) 11 млн. тонн груза.