Аутсорсинг ВЭД, развитие в России. Часть 3.

18.02.2020

Есть один момент, в котором нужно разобраться.  Выше шла речь о фирме брокере, которая предоставляет, выражаясь современным языком, услуги по аутсорсингу ВЭД (ВЭД под ключ). Так же есть понятие таможенный брокер, это лицензированная ФТС компания, которая от имени и по поручению декларанта совершает таможенные операции с товаром. Декларантом же является грузовладелец (клиент, заказчик). Сейчас юридически нет термина таможенный брокер (как посредника при таможенных операциях), есть термин таможенный представитель. Но термин таможенный брокер, который ведет нас к Кодексу 1993 года, до сих пор употребляется. Таким образом, при составлении запроса в интернет или при запросе в компанию, необходимо точно идентифицировать какого рода услуги вам нужны. Услуги таможенного посредника, таможенного брокера (он же таможенный представитель). Или услуги брокера как компании занимающейся аутсорсингом ВЭД. Отсюда можно вывести определение аутсорсинга внешне экономической деятельности (ВЭД).

Аутсорсинг ВЭД – это закупка товара за рубежом, номинированным вами агентом ВЭД, с доставкой в Россию и таможенным оформлением, с дальнейшей передачей товара клиенту в форме предусмотренной договором (бывают разные формы договоров).

Смысл аутсорсинга ВЭД в период 2003-2017 г, был максимальный уход от таможенных платежей. Тогда это называлось оптимизация ВЭД. Конец всему этому бизнесу положила, как ни странно ФНС, федеральная налоговая служба. Слухи о том, что будет «как в Европе» ходили с 2014 года, когда ФНС запускала программу перекрестной проверки налоговых деклараций в автоматическом режиме АСК НДС.

Казалось бы, причем здесь ввоз товара из- за рубежа и налоговые декларации НДС. Дело в технологии оптимизации таможенных платежей, которая здесь не раскрывалась. Она эта технология, основана на налоговых разрывах, то есть неуплаты, в том числе и НДС (и в основном НДС). А так как грузовладельцу нужно сдавать декларацию по НДС, то документы с «рисованным», переданным, но не уплаченным НДС, не проходили проверку АСК НДС. По результатам проверок, то что не было уплачено при таможенном декларировании, доначислялось грузовладельцу (бенефициару сделки). Такая ситуация, когда при имеющихся дополнительных расходах на оптимизацию, как таковой оптимизации не происходило, вызывала удорожание товара за счет доначисленных ФНС налогов и пеней по ним. В силу налогового законодательства, оптимизация таможенных платежей, была возможна до конца 2017 года. Так как возмещение НДС возможно в течении 3х лет и период не охваченный АСК НДС все время сокращался (это так называемый бумажный период).

Так же к кризису схемы оптимизации таможенных платежей привели и действия ЦБ РФ. Не всегда конечно оправданные, по расчистке банковского сектора. Банки являлись, и до сих пор являются, агентами валютного контроля и без участия банков в выводе валюты за рубеж, схема оптимизации таможенных платежей не работала.

Ну скажем не участие, а содействие, либо бездействие, за определенный процент.

Во что же сейчас, то есть с начала 2018 года, трансформировался аутсорсинг вэд? В данный момент, исходя из определения данного выше (если его расширить), доставка под ключ означает – возмездное оказание услуги по закупке товара за рубежом, под заказ клиента, с последующей доставкой и таможенным оформлением, итогом данной услуги является товар на складе клиента с пакетом отгрузочных документов.

Возникает вопрос, зачем нужен посредник при взаимодействии с зарубежным контрагентом. Есть несколько обоснований этому моменту. Если ваша компания является специалистом в своей области, эта деятельность приносит прибыль. Весь прочий функционал, который необходимо будет надстроить для осуществления ВЭДа (например, вам нужны иностранные комплектующие в производстве), будет являться непрофильным активом и будет увеличивать постоянные издержки предприятия. Надстройка заключается в дополнительной нагрузке на бухгалтерию. Возможно, нужно будет принять в штат еще одного бухгалтера, оборудовать рабочее место. Нужен будет сотрудник, который занимается логистическими и таможенными вопросами в компании. Так же нужно принять на себя таможенные и банковские риски, связанные с ВЭД. Если руководитель, который контролирует направление ВЭД в компании сам не разбирается, хотя бы в общих чертах в международной торговле, то в итоге деятельность такой надстройки будет давать только удорожание продукции по сравнению с доставками товара отданным на аутсорсинг.

Компании, которые занимаются в данный момент аутсорсингом ВЭД, это те же брокеры, которые занимались оформлением товара по рискам (если успели перестроиться и не попасть под каток смены парадигмы в 2014-2017 годах). Они обладают огромным опытом взаимодействия с таможенными органами и знанием таможенного законодательства. А так же экспортного законодательства стран контрагентов. Внутреннего налогового законодательства. Экологического законодательства. Валютного законодательства. Законодательства в области сертификации товаров. Обладают программным комплексом автоматизации ВЭД.

Можно возразить, если доверить груз логистической компании, они тоже обладают знаниями в международной логистике. Точно, обладают. Но в логистических компаниях на простой вопрос, из-за глубокого разделения труда (а также, текучки кадров, большого объема работ), вы получите ответ, через неделю, а может и не получите вообще. И самое главное, как ни странно, все логистические компании, работают с грузовладельцем как с профессионалом в логистике. Хотя реальная ситуация как раз обратная, грузовладелец (профессионал в своей нише, а не в логистике), хочет решить свои проблемы с логистикой привлекая профессионалов из логистической компании. Что бы груз сдвинулся с места с помощью логистической компании, вам нужен профессионал по логистике у себя в офисе. Мы пришли туда, откуда только что вышли.

Здесь опять нужно уточнить, разницу между логистической компанией и компанией оказывающей услуги по аутсорсингу ВЭД. Вся разница в закупке товар за рубежом. Логистическая компания осуществляет перевозку купленного вами товара по вашему поручению. Аутсорсинговая компания (агент ВЭД если хотите) сама закупает товар и делает доставку.

Если для взаимодействия с логистической компанией, требуется профессионал у себя в офисе, то взаимодействие с компанией, которая занимается аутсорсингом ВЭД потребует двух профессионалов, скажете вы. Нет, не верно. Так как вы, как владелец, заказчик или человек принимающий решение по закупке товара, будете разговаривать на одном языке с сотрудником аутсорсинговой компании. Вы можете поставить цель по расходам на комплекс услуг по ВЭД в процентах к стоимости товара, например, и времени на доставку и вас поймут и этого будет достаточно. То есть сотрудник в офисе грузовладельца отвечающий за закупки товара за рубежом будет тратить совсем немного времени на контроль, что не мало важно.

Акцент на связке стоимости доставки кстати не случаен, чем быстрее скорость доставки, тем она дороже, авиатранспорт, как рассмотрено в других статьях, самый быстрый, но дорогой. Делайте правильный выбор! Удачных внешнеторговых операций.