Аутсорсинг ВЭД, развитие в России. Часть 2.

27.12.2019

С начала 2000 года массово появляются торговые компании, которые начинают официально торговать импортной продукцией на внутреннем рынке РФ. Примечание, некоторые торговые розничные бренды, были основаны в 1993 – 1994 годах, но до 2000 года прибывали в зачаточном состоянии, имея 1 магазин в Москве. Правда большинство компаний так и остались в Москве, имея 1 офлайн магазин в Москве и онлайн магазин для всей остальной территории РФ. Конечно не все торговые компании были основаны в Москве, есть и другие примеры компаний, основанных в Самаре, Новосибирске, Санкт-Петербурге.

С началом увеличения рынка внешней торговли и  его регулирования, возник вопрос о минимизации таможенных платежей со стороны бизнеса, а со стороны регулятора, ГТК (государственный таможенный комитет) на тот момент, вопрос сбора причитающихся пошлин и налогов с товаров.

Например, для упрощения администрирования сбора платежей, одно время вводилась сетка Ванина. Это определенная сумма пошлин в зависимости от вида и количества товара в транспортном средстве.  Вопрос решался изменением наименования товара. Были различные типы загрузок транспортного средства, первый ряд товаров дешевые, далее дорогие, тем самым при таможенном досмотре инспектору предъявляли дешёвый товар первого ряда загрузки (товар прикрытия). Более дорогие товары были глубже (ни о каких мобильных инспекционно-досмотровых комплексах речи не шло!). Соответственно таможня отвечала на эту схему ввоза составлением списков товара прикрытия, при декларировании которых, срабатывала мера по минимизации рисков – 100% досмотр. Другая ситуация, когда груженые контейнера приходили на нужный СВХ, ночью товар выгружался и вывозился. Утром декларировали порожние контейнера. Это длилось достаточно недолго, схемы была закрыта усилением контроля за деятельностью СВХ.

С 2003 года государственным таможенным комитетом, разработана, или вернее сказать, принята во внимание конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур Всемирной таможенной организации (Киотская конвенция, ред. 1999 г.). Которая была обличена в России в виде Приказа ГТК России № 1069 от 26 сентября 2003 года « Об утверждении концепции системы управления рисками». С этого момента и до конца 2017 года начался огромный период в истории внешнеэкономической деятельности РФ, который можно назвать оформление по рискам (хотя самые близкие к таможне компании могли оформляться и ниже риска).

Сутью новой системы управления рисками (СУР) являлось снижение тотального административного контроля над всеми участниками ВЭД. Таможня самостоятельно, учитывая статистику, разрабатывала профили риска. Документ который сначала был на бумаге, позднее в электронном виде, и описывал событие – таможенный риск. Вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и меры необходимые для минимизации рисков. Что бы было понятно, при декларировании таможенному органу товара, изделия прочие из пластмасс с кодом ТНВЭД 3926909709, страна происхождения Китай с ценой ниже 4.5 доллара США за кг, срабатывает риск – досмотр товара и запрос дополнительных документов и сведений. То есть сам риск для таможенного органа, низкая стоимость товара относительно базы данных, мера по минимизации – запрос документов и досмотр. Это пример ценового риска, так же есть риски по компаниям декларантам, по фирмам однодневкам, по перевозчикам, товары дефицита, товары профицита, общероссийские риски, региональные риски, срочные риски, их суть понятна из названия.

Начиная примерно с этого времени, появляются компании, которые находились в связке с СВХ или таможенным постом, предлагавшие услуги по оформлению товаров по рискам. Или, самое интересное, ниже риска, имеется ввиду ценовые риски. Ведь цена товара при оформлении, налоговая база, влияет на размер таможенных платежей и значит и на стоимость товара в рознице. Это и была первая форма аутсорсинга ВЭД. Владельцы торговых компаний или интернет магазинов, занимались заказом товара за рубежом, все остальное брали на себя фирмы, которые занимались аутсорсингом ВЭД, тогда общее название таких компаний было брокер.

Привезти товар на брокера, привезти товар на контракт брокера, кинуть товар на контору брокера, растаможить на брокера, вот к чему сводился ВЭД в период с 2003 по 2017 год. Так как рынок перегревался, СВХ или ПЗТК (порты) просто не заключали договора с компаниями объем груза которых был меньше определенного, например, 200 контейнеров в квартал.  Появляются многочисленные посредники, которые перепродают услугу аутсорсинга, фактически они ничего не делая, но имея контакт с одной или несколькими фирмами при СВХ и перекидывая документы и платежи от реального грузовладельца на фирму брокера, прибавляя свою комиссию. Иногда реальный грузовладелец оформлял свой груз через цепочку таких посредников, через 2-е, 3-е руки, наценка каждого была примерно 1000-1500 долларов США, но экономия на таможенных платежах была колоссальная, никто не разбирался в плюс минус тысяче долларов за контейнер.

Как происходило подобное оформление, финансовые и транспортные схемы, можно разобрать отдельно в другой статье. С 2010 года, с задержкой примерно может быть в год и с кульминацией году, так в 2014м, была в ходу так называемая «Белорусская» и «Казахстанская» схемы. Когда товар следовавший в Россию, оформлялся по рискам Белоруссии или Казахстана, они были существенно меньше Российских, думаю на порядок меньше. Таким образом, даже с учетом затрат на логистику (товар должен был прибыть в Белоруссию или Казахстан и далее вернуться в Россию, затрат на транзакции, товар обходился дешевле, с учетом экономии на таможенных платежах. У этих схем были конечно свои риски, как, впрочем, были риски и у российских схем с оптимизацией платежей. Можно рассмотреть эти риски отдельно,  с точки зрения ретроспективы.