Аутсорсинг ВЭД, развитие в России. Часть 1.

20.11.2019

Рассмотреть аутсорсинг ВЭД без привязки к ВЭД (внешне экономической деятельности) страны, фактически не возможно, в данной статье раскроем формирование ВЭД в России и аутсорсинга ВЭД в частности.

Российская Федерация является правопреемником Союза ССР,  в СССР, внешне экономическая деятельность являлась одной из функций государства. Внешне экономическая деятельность в СССР осуществлялась через профильное Министерство внешней торговли (еще ранее народный комиссариат, с добавлением либо усечением функций и тд). А так же ряд подчиненных импортно-экспортных образований Совтрансавто, Совфрахт, Совторгфлот, Аэрофлот и тд. Внешнеторговые расчеты осуществлялись государством через Внешторгбанк СССР. Структура импорта и экспорта СССР определялась государством.

С момента выхода РСФСР из СССР и образования Российской Федерации, начался процесс либерализация ВЭД и в 1991 году, Указом Президента РСФСР от 15.11.1991 N 213 “О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР” этот процесс был закреплен законодательно.  В 1993 году были приняты Таможенный кодекс РФ и Закон о таможенном тарифе, в дальнейшем принимались подзаконные акты, но законодательный скелет просуществовавший до 2010 года включительно, был оформлен. С 2010 года, с момента образования Таможенного союза, по мнению автора,  нормативные акты в области ВЭД и таможенного дела просто переписываются от имени Таможенного союза, а далее с 2018 года от имени Евразийского экономического союза.

Вспомним ситуацию в стране в конце 1991 года, любая фирма либо предприниматель мог начать заниматься ВЭДом, но знаний и главное регулирования в этой области не было еще два года. Таможенные органы и органы банковского надзора еще не существовали, либо существовали в зачаточном состоянии для формального контроля государственных внешнеэкономических сделок и контроля пассажирского потока в страну и из страны.

Мало того, у граждан новой России не было денег для начала полноценной международной торговли. На этом этапе предприниматель сам выезжал за рубеж с товаром Российского производства, пользовавшегося спросом за рубежом, как правило это были сопредельные страны, Турция, Польша, Китай. Реализовывал эти товары на рынках данных стран и закупал товар, отсутствующий в России. Как правило это товары народного потребления, одежда, обувь, сигареты, мелкая бытовая техника, чтобы буквально на себе привезти все это обратно. Это явление получило название «челночество», а первые участники ВЭД соответственно назывались «челноками». С появлением первоначального капитала, заработанного таким образом, увеличивались товарные партии и появился спрос на транспортные и брокерские услуги (т.к крупные партии товара нужно оформлять в таможенном плане). Так же, напомним, что с 1993 года действует первый таможенный кодекс РФ, упорядочивший порядок прибытия и убытия товаров и транспортных средств в РФ.

В то время, начало 90х годов, перевозки осуществлялись по всей видимости, на остатках логистической системы еще СССР. В настоящее время нет ни одной (возможно одну найти все таки можно) транспортно-логистической компании, основанной в 1991, 1992, 1993 годах. Минимум что есть на рынках это 1999 год, возможно это отголоски кризиса 1998 года, когда курс рубля упал в 5 раз. Соответственно компании, которые имели валютную дебиторскую задолженность, обанкротились.

Даже нынешнее РЖД, это МПС СССР, реорганизованное в 2003 году. Но возможно массовое появление транспортно-логистических компаний именно в 1999 году, связано с ростом цены на нефть. Хотя скорее всего эти два фактора наложились друг на друга. Кризис стер старые компании с рынка, но с ростом цены на нефть, количество валюты в стране повышалось и стало возможным осуществлять закупки товара за рубежом. Ведь   ориентировочно до 2008 года (а может быть и позже) рынок после дефицита 80х годов оставался пустым. По свидетельствам очевидцев торговли 2000- х тысячных годов, любой товар привезенный в Россию, обязательно немедленно продавался с огромной наценкой, до 100 %. Сейчас это звучит дико, наценка 10 % на импорт, со всеми рисками, в наше время норма и считается хорошей.

Получается, что массовая внешнеэкономическая деятельность в более – менее приличных объемах началась с 2000 года (1998 год кризис, 1999 год начало роста цен на нефть, 2000 год начало выхода из кризиса 1998 года).

Можно выделить этапы периодов становления внешнеэкономической деятельности в РФ, 1991 – 1993 год – челночный период, 1993-2000 – темные года, становление, 2000 год – наши дни, современная логистика, которая так же может быть разбита на под этапы.